Проект по региональной программе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста: «Познаем красоту души» под ред Н.Н. Ценарёвой

Воспитатель высшей категории Железнова Еликанида Васильевна.
Воспитатель высшей категории
Железнова Еликанида Васильевна

Программа занятий

Тема

Задачи

Совместная деятельность

взрослого и ребенка

Раздел 1. Семья

Темы 1-7  

1 «. Моя семья. Мои самые близкие, родные и  любимые люди»

Формировать правильное представление о  семье, обязанностях и  её членах. Формировать личностное отношение к родной семье как к общечеловеческой ценности. Познакомить с  правилами почитания и  уважения старших. Воспитывать положительные взаимоотношения в  семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания и взаимопомощи в семейной жизни.

 Занятие с использованием презентации на тему: «Моя семья».  Рассматривание семейных альбомов. Пословицы о семье: «На свете всё найдешь, кроме отца и матери», «Ближе матери друга нет», «Бывает, что родители заботливы, а детки неработливы», «Нет милее дружка, чем родная матушка» и др.

2 « Мать и дитя»

Обратить внимание на заботу, ласку, тепло мамы. Приучать дошкольников ценить ежедневный, кропотливый труд мамы по дому. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, помочь понять, что мама у каждого из нас одна

 Занятие с использованием презентации на тему: «Мать и дитя». Рассматривание семейного альбома. Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка». Сказка «Как маленький мальчик помог маме».

3. « Образ отца»

Развивать у детей осознанное понимание роли отца в  семье (опора семьи, защитник). Раскрыть понятие «Глава семьи». Воспитывать уважительное отношение к отцу

  Занятие с использованием презентации на тему. Выставка рисунков детей. Изготовление поздравительной открытки отцу. Чтение народной сказки «Три совета отца».

4. « Братья и сестры»

 Учить видеть горячую, самоотверженную любовь между братьями и  сёстрами на основе примеров из литературных произведений. Воспитывать чувство любви, сплочённости, взаимопомощи между братьями и сёстрами.

 Занятие с использованием презентации на тему: «Братья и сёстры». Изготовление открыток для брата или сестры. Чтение сказки «Три сестры», Л.Толстой «Два брата»

Октябрь

5. «Бабушки и  дедушки»

Развивать у  детей понимание роли бабушек и  дедушек в  семье (бабушки и  дедушки  — источники мудрости, опыта, терпеливого и  заботливого отношения к  внукам). Учить понимать значимость родственных отношений. Воспитывать чувство заботы, любви и  уважения к  близким людям.

Занятие с использованием презентации на тему: «Бабушки и дедушки». Изготовление сувениров для бабушки и дедушки. Чтение стихотворений, чтение народной сказки «Лентяйка»

7. «Моя родословная»

Познакомить детей с семейным древом. Развивать интерес к  истории своего рода, желание поделиться этими знаниями с  товарищами. Воспитывать чувство долга и любви к своей семье.

 Занятие с использованием презентации на тему: «Моя родословная». Изготовление коллективной работы: «Моя родословная»

Р а з д е л 2. Добро и зло

8. «Добро и зло»

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и  «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике

Беседа с детьми о понятиях «Добро и зло». Рассматривание иллюстраций с изображением положительных и отрицательных поступков. Чтение сказки «Дети в роще», Чтение произведения Микляевой Н.В. «Храброе сердце».

9. « Хорошо ли быть злым?»

 Продолжить знакомство с  полярными понятиями «добро»  — «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости

 Занятие с использованием презентации на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение произведения В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо». Чтение произведения Микляевой Н.В. «Сказка про то, как Мишка научился слушаться своих родителей».

                                                                                              Ноябрь

10. «Наше настроение».

 Познакомить детей с понятием «настроение» и  его проявлением у  людей; показать в  доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и  регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.

 Рассматривание картинок с эмоциями. Беседа о настроение. Рисование на тему: «Моё настроение».

11. «Учимся справляться с  гневом»

Продолжать учить детей различать эмоции злости и  радости; упражнять в  регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

Рассматривание картинок с эмоциями. Игры с детьми на изменение настроения. Чтение произведения Микляевой Н.В. «История о том, как Миша научился дружить»

12. «Какие бывают поступки ».

Раскрыть понятие «поступок». Создать опыт таких нравственных понятий, как «доброта», «вежливость», «отзывчивость». Систематизировать знания детей о  правилах культуры поведения и  культуры общения. Развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и  поступков окружающих, умение оценивать положительные и  отрицательные поступки. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Беседа с использованием презентации. Чтение произведения Микляевой Н.В. «История о том, как Миша научился дружить», «Злючка», «История про Ванечку, который ругался плохими словами», «Смех, который не радует, а огорчает».

13. «День Матери»

 Познакомить детей с историей возникновения праздника. Развивать знания детей  о профессиях женских. Воспитывать уважение к матери, к женщине.

Праздник «День Матери». Изготовление с детьми подарков для женщин. Выставка рисунков на тему «День Матери». Заучивание стихотворений о маме и бабушке, о женщине.

Декабрь

14. «Добрые дела и поступки. Добрые слова »

Учить понимать значение добрых дел и добрых слов в жизни человека; учить понимать, что не следует совершать плохие поступки. Учить видеть добрые поступки героев сказок и рассказов.

 Викторина по сказкам: «Угадай, какой по характеру? Из какой сказки?» Чтение произведения Микляевой Н.В.: «История о том, как Миша научился дружить», «История о том, как маленький дракончик узнал первые «Волшебные слова», «История про Ванечку, который ругался плохими словами».

15. «Милосердие и сочувствие»

Способствовать развитию у детей умение проявлять сочувствие к  нужде и  беде другого, помогать нуждающимся. Формировать у  старших дошкольников представление о  содержании такой нравственной категории, как милосердие. Побуждать проявлять чувство милосердия к  окружающим, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно и искренне. Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков; воспитывать в  детях умение обоснованно делать выбор в  пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и  совести; развивать стремление проявлять добро и милосердие.

 Беседа с презентацией на тему « Милосердие и сочувствие».Микляева Н.В «Сказка о том, как один мальчик с птицами подружился», «Смех, который не радует, а огорчает».

16. « Совесть»

Формировать у  старших дошкольников основные понятия нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость). Рассказать детям о  том, что совесть  — это советчик, помогающий ощутить свою вину. Формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос. Формировать у  детей умение видеть, признавать и  исправлять свои ошибки, стремление поступать в  соответствии с  внутренним голосом. Жить по совести  — умение строго и  требовательно думать о  себе. Воспитывать желание радовать других

 Беседа с презентацией на тему: «Совесть»

Чтение произведений: Аркадия Гайдара «Голубая чашка», Л.Толстой «Косточка», Пантелеева «Чесное слово», Микляева Н.В.: «История о том, как Миша научился дружить», «Сколько стоит доверие»,»Как мальчик  Миша научился говорить правду»

17. «Жадность и  щедрость»

Познакомить детей с  понятиями «щедрость» и «жадность». Формировать опыт принятия решения в  соответствии с  внутренним голосом и  общепринятыми нормами морали и  этики. Прививать детям стремление совершать добрые поступки, быть отзывчивыми и  щедрыми. Развивать понимание переносного значения пословиц и поговорок о жадности — щедрости

Беседа с детьми на тему о жадности  щедрости. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественных произведения  Микляевой Н.В.: «Сказка про девочку, которая не хотела делиться своими игрушками».

                                                                                             Январь

19. «Прощение».

Раскрыть содержание понятия «прощение». Учить детей строить отношения в  группе на основе взаимоуважения; учить быть миротворцами в  конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга. Воспитывать в  детях умение проявлять сочувствие, сострадание к  другим. Воспитывать выдержку, терпимость в  ситуациях межличностных конфликтов

Беседа с презентацией по теме занятия. Рассматривание иллюстраций. Микляева Н.В «История про то, как хорошо просить прощения»

20. « Упрямство»

Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; знакомить с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций

Беседа о поведении детей. Чтение произведений Микляевой Н.В: «Сказка про то, как Мишках научился слушать своих родителей», «Каприза».

21. «Скромность»

Формировать у детей понятие «скромность». Учить понимать, почему так важно для человека быть скромным. Учить детей мыслить, рассуждать, делать выводы по этому поводу

Беседа с презентацией по теме занятия..

22.  «Блокада Ленинграда»

Познакомить детей с понятием «Блокада Ленинграда». Расширять знания детей о истории Родины. Воспитывать уважение к героическому прошлому России. 

Беседа с презентацией по теме занятия. Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войны. Акция «Блокадный хлеб».

Февраль

23. «Благодарность»

Раскрыть детям происхождение слова «спасибо», воспитывать признательность и  благодарность к  окружающим людям

 Беседа с детьми.

24. «Храбрость и трусость»

 Формировать у детей понятия «мужество», «храбрость», знакомить с такими нравственными качествами, как стойкость, терпение. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей. Воспитывать любовь к Родине, желание встать на её защиту

Беседа с презентацией по теме занятия. Рассматривание иллюстраций о героях Великой Отечественной войны.

25. « Зависть»

 Познакомить с  понятием «зависть». Рассказать детям о зависти как о сожалении о чужой удаче, счастье, успехе. Обсудить с  детьми случаи различного проявления зависти в  повседневной жизни. Учить детей стремиться не завидовать другим, а  радоваться их успехам. Формировать опыт принятия решения в  соответствии с  общепринятыми нормами морали и  этики. Развивать понимание дошкольниками переносного значения пословиц и поговорок (по теме «Зависть»)

Беседа с презентацией по теме занятия.

26.  «День Защитников Отечества»

Знакомить детей с историей праздника. Знакомить с различными родами войск: артиллерия, лётчики, танкисты и т.д. Воспитывать гордость и уважение к защитникам Отечества.

 Праздник с защитниками Отчества. Чтение произведений о защитниках Отечества. Заучивание песен и стихотворений к 23 февраля. Оформление выставки поделками и рисунками. Поделка открыток для пап и дедушек.

Март

27. «Народные традиции. Масленица».

Дать детям представления о празднике Масленица; развивать и поддерживать любовь к культуре своего народа.

Праздник во дворе детского сада по сценарию муз. руководителя

                                       Р а з д е л 3.

28. «Доброжелательность»

Развивать стремление к  дружелюбию по отношению к  другим; учить правильно выражать своё эмоциональное состояние; развивать положительную самооценку

Беседа по теме. Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик» и чтение произведения Катаева.

29. «Справедливость»

Познакомить с  понятиями «правда» и «ложь». Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы. Воспитывать такие качества, как честность и справедливость

Беседа с детьми по теме. Чтение произведений: Л.Н.Толстой «Косточка», Микляева Н.В. « Как девочка Маша научилась говорить правду».

Апрель

30. «Хвастовство и  скромность»

Формировать у  детей понятие «скромность», учить понимать, почему так важно для человека быть скромным. Познакомить детей с понятием «хвастовство». Подвести к заключению, что хвастаться нехорошо. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы

 Презентация и беседа по теме занятия.

31. «Гордость».

Познакомить детей с  понятием «гордость». Совершенствовать навыки культуры общения через коллективное творческое дело. Воспитывать такие качества, как гордость за свои поступки, за успехи друзей.

Презентация и беседа по теме занятия.

32. «Послушание»

Формировать представление о послушании и  непослушании. Показать, что послушание  — это возможность избежать многих неприятностей и  несчастий. Развивать умение сравнивать, анализировать поступки литературных героев

Просмотр мультфильмов, беседа по содержанию. Чтение произведения Микляевой  Н.В. «День Вовиной вседозволенности».

33. «Чувства других людей»

Закреплять понятия «физическая боль» и  «эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

Р а з д е л 3. Малая родина

34. «Православные традиции. Праздник Светлой Пасхи».

Дать детям сведения о том, что есть церковный праздник - Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего  места  в  семье,  деятельного  участия  в  домашних  делах. Воспитывать интерес к православным традициям русского народа.

Просмотреть с детьми мультфильм «Пасха». Помочь понять смысл сюжета. Пояснить детям, что традиция в святое воскресение «Пасхи» раскрашивать, дарить или есть яйца, зародилась благодаря данному празднику. Занятие «Воскресение Христово». Познавательно-исследовательская деятельность: окрашивание яиц с помощью риса. Предложить детям раскрасить заготовки яиц, соблюдая аккуратность и пользуясь определённой палитрой цвета. Подготовить выставку «Великая Пасха» - привлечь к её оформлению детей.

35. «Мой родной край»

Дать детям первоначальные знания о возникновении родного края, развивать интерес к его истории. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине

Экскурсия в музей детского сада «Изба», рассматривание иллюстраций и атрибутов о родном крае, об образе жизни наших предков.

Май

36. «День Победы»

Рассказать детям о значении праздника «День Победы» для народа. Расширять знания о героях, защищавших нашу страну от гитлеровских захватчиков.  Воспитывать гордость и уважение к героям, участникам Великой Отечественной войны.

Чтение произведений о войне, стихов. Заучивание стихов к «Дню Победы». Просмотр документального фильма о войне. Изготовление открыток к Дню Победы.

37. «Мой любимый детский сад. От истоков к современности»

 Дать детям знания об истории возникновения детского сада и  ближайшем его территориальном окружении. Учить детей устанавливать взаимосвязь между прошлым и  настоящим на примере изменений, произошедших в период развития дошкольной организации с момента строительства до наших дней.

Рассказ про детский сад. Рассматривание альбома. Беседа про детский сад. Чтение стихов. Чтение произведения Шалаевой «Правила для воспитанных детей»

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie