Проект по региональной программе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста: «Познаем красоту души» под ред Н.Н. Ценарёвой











Программа занятий
Тема |
Задачи |
Совместная деятельность взрослого и ребенка |
|||||||||
Раздел 1. Семья |
|||||||||||
Темы 1-7 |
|||||||||||
1 «. Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди» |
Формировать правильное представление о семье, обязанностях и её членах. Формировать личностное отношение к родной семье как к общечеловеческой ценности. Познакомить с правилами почитания и уважения старших. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания и взаимопомощи в семейной жизни. |
Занятие с использованием презентации на тему: «Моя семья». Рассматривание семейных альбомов. Пословицы о семье: «На свете всё найдешь, кроме отца и матери», «Ближе матери друга нет», «Бывает, что родители заботливы, а детки неработливы», «Нет милее дружка, чем родная матушка» и др. |
|||||||||
2 « Мать и дитя» |
Обратить внимание на заботу, ласку, тепло мамы. Приучать дошкольников ценить ежедневный, кропотливый труд мамы по дому. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, помочь понять, что мама у каждого из нас одна |
Занятие с использованием презентации на тему: «Мать и дитя». Рассматривание семейного альбома. Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка». Сказка «Как маленький мальчик помог маме». |
|||||||||
3. « Образ отца» |
Развивать у детей осознанное понимание роли отца в семье (опора семьи, защитник). Раскрыть понятие «Глава семьи». Воспитывать уважительное отношение к отцу |
Занятие с использованием презентации на тему. Выставка рисунков детей. Изготовление поздравительной открытки отцу. Чтение народной сказки «Три совета отца». |
|||||||||
4. « Братья и сестры» |
Учить видеть горячую, самоотверженную любовь между братьями и сёстрами на основе примеров из литературных произведений. Воспитывать чувство любви, сплочённости, взаимопомощи между братьями и сёстрами. |
Занятие с использованием презентации на тему: «Братья и сёстры». Изготовление открыток для брата или сестры. Чтение сказки «Три сестры», Л.Толстой «Два брата» |
|||||||||
Октябрь |
|||||||||||
5. «Бабушки и дедушки» |
Развивать у детей понимание роли бабушек и дедушек в семье (бабушки и дедушки — источники мудрости, опыта, терпеливого и заботливого отношения к внукам). Учить понимать значимость родственных отношений. Воспитывать чувство заботы, любви и уважения к близким людям. |
Занятие с использованием презентации на тему: «Бабушки и дедушки». Изготовление сувениров для бабушки и дедушки. Чтение стихотворений, чтение народной сказки «Лентяйка» |
|||||||||
7. «Моя родословная» |
Познакомить детей с семейным древом. Развивать интерес к истории своего рода, желание поделиться этими знаниями с товарищами. Воспитывать чувство долга и любви к своей семье. |
Занятие с использованием презентации на тему: «Моя родословная». Изготовление коллективной работы: «Моя родословная» |
|||||||||
Р а з д е л 2. Добро и зло |
|||||||||||
8. «Добро и зло» |
Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике |
Беседа с детьми о понятиях «Добро и зло». Рассматривание иллюстраций с изображением положительных и отрицательных поступков. Чтение сказки «Дети в роще», Чтение произведения Микляевой Н.В. «Храброе сердце». |
|||||||||
9. « Хорошо ли быть злым?» |
Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» — «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости |
Занятие с использованием презентации на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение произведения В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо». Чтение произведения Микляевой Н.В. «Сказка про то, как Мишка научился слушаться своих родителей». |
|||||||||
Ноябрь |
|||||||||||
10. «Наше настроение». |
Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей. |
Рассматривание картинок с эмоциями. Беседа о настроение. Рисование на тему: «Моё настроение». |
|||||||||
11. «Учимся справляться с гневом» |
Продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. |
Рассматривание картинок с эмоциями. Игры с детьми на изменение настроения. Чтение произведения Микляевой Н.В. «История о том, как Миша научился дружить» |
|||||||||
12. «Какие бывают поступки ». |
Раскрыть понятие «поступок». Создать опыт таких нравственных понятий, как «доброта», «вежливость», «отзывчивость». Систематизировать знания детей о правилах культуры поведения и культуры общения. Развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих, умение оценивать положительные и отрицательные поступки. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. |
Беседа с использованием презентации. Чтение произведения Микляевой Н.В. «История о том, как Миша научился дружить», «Злючка», «История про Ванечку, который ругался плохими словами», «Смех, который не радует, а огорчает». |
|||||||||
13. «День Матери» |
Познакомить детей с историей возникновения праздника. Развивать знания детей о профессиях женских. Воспитывать уважение к матери, к женщине. |
Праздник «День Матери». Изготовление с детьми подарков для женщин. Выставка рисунков на тему «День Матери». Заучивание стихотворений о маме и бабушке, о женщине. |
|||||||||
Декабрь |
|||||||||||
14. «Добрые дела и поступки. Добрые слова » |
Учить понимать значение добрых дел и добрых слов в жизни человека; учить понимать, что не следует совершать плохие поступки. Учить видеть добрые поступки героев сказок и рассказов. |
Викторина по сказкам: «Угадай, какой по характеру? Из какой сказки?» Чтение произведения Микляевой Н.В.: «История о том, как Миша научился дружить», «История о том, как маленький дракончик узнал первые «Волшебные слова», «История про Ванечку, который ругался плохими словами». |
|||||||||
15. «Милосердие и сочувствие» |
Способствовать развитию у детей умение проявлять сочувствие к нужде и беде другого, помогать нуждающимся. Формировать у старших дошкольников представление о содержании такой нравственной категории, как милосердие. Побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно и искренне. Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков; воспитывать в детях умение обоснованно делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести; развивать стремление проявлять добро и милосердие. |
Беседа с презентацией на тему « Милосердие и сочувствие».Микляева Н.В «Сказка о том, как один мальчик с птицами подружился», «Смех, который не радует, а огорчает». |
|||||||||
16. « Совесть» |
Формировать у старших дошкольников основные понятия нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость). Рассказать детям о том, что совесть — это советчик, помогающий ощутить свою вину. Формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос. Формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремление поступать в соответствии с внутренним голосом. Жить по совести — умение строго и требовательно думать о себе. Воспитывать желание радовать других |
Беседа с презентацией на тему: «Совесть» Чтение произведений: Аркадия Гайдара «Голубая чашка», Л.Толстой «Косточка», Пантелеева «Чесное слово», Микляева Н.В.: «История о том, как Миша научился дружить», «Сколько стоит доверие»,»Как мальчик Миша научился говорить правду» |
|||||||||
17. «Жадность и щедрость» |
Познакомить детей с понятиями «щедрость» и «жадность». Формировать опыт принятия решения в соответствии с внутренним голосом и общепринятыми нормами морали и этики. Прививать детям стремление совершать добрые поступки, быть отзывчивыми и щедрыми. Развивать понимание переносного значения пословиц и поговорок о жадности — щедрости |
Беседа с детьми на тему о жадности щедрости. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественных произведения Микляевой Н.В.: «Сказка про девочку, которая не хотела делиться своими игрушками». |
|||||||||
Январь |
|||||||||||
19. «Прощение». |
Раскрыть содержание понятия «прощение». Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга. Воспитывать в детях умение проявлять сочувствие, сострадание к другим. Воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов |
Беседа с презентацией по теме занятия. Рассматривание иллюстраций. Микляева Н.В «История про то, как хорошо просить прощения» |
|||||||||
20. « Упрямство» |
Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; знакомить с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций |
Беседа о поведении детей. Чтение произведений Микляевой Н.В: «Сказка про то, как Мишках научился слушать своих родителей», «Каприза». |
|||||||||
21. «Скромность» |
Формировать у детей понятие «скромность». Учить понимать, почему так важно для человека быть скромным. Учить детей мыслить, рассуждать, делать выводы по этому поводу |
Беседа с презентацией по теме занятия.. |
|||||||||
22. «Блокада Ленинграда» |
Познакомить детей с понятием «Блокада Ленинграда». Расширять знания детей о истории Родины. Воспитывать уважение к героическому прошлому России. |
Беседа с презентацией по теме занятия. Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войны. Акция «Блокадный хлеб». |
|||||||||
Февраль |
|||||||||||
23. «Благодарность» |
Раскрыть детям происхождение слова «спасибо», воспитывать признательность и благодарность к окружающим людям |
Беседа с детьми. |
|||||||||
24. «Храбрость и трусость» |
Формировать у детей понятия «мужество», «храбрость», знакомить с такими нравственными качествами, как стойкость, терпение. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей. Воспитывать любовь к Родине, желание встать на её защиту |
Беседа с презентацией по теме занятия. Рассматривание иллюстраций о героях Великой Отечественной войны. |
|||||||||
25. « Зависть» |
Познакомить с понятием «зависть». Рассказать детям о зависти как о сожалении о чужой удаче, счастье, успехе. Обсудить с детьми случаи различного проявления зависти в повседневной жизни. Учить детей стремиться не завидовать другим, а радоваться их успехам. Формировать опыт принятия решения в соответствии с общепринятыми нормами морали и этики. Развивать понимание дошкольниками переносного значения пословиц и поговорок (по теме «Зависть») |
Беседа с презентацией по теме занятия. |
|||||||||
26. «День Защитников Отечества» |
Знакомить детей с историей праздника. Знакомить с различными родами войск: артиллерия, лётчики, танкисты и т.д. Воспитывать гордость и уважение к защитникам Отечества. |
Праздник с защитниками Отчества. Чтение произведений о защитниках Отечества. Заучивание песен и стихотворений к 23 февраля. Оформление выставки поделками и рисунками. Поделка открыток для пап и дедушек. |
|||||||||
Март |
|||||||||||
27. «Народные традиции. Масленица». |
Дать детям представления о празднике Масленица; развивать и поддерживать любовь к культуре своего народа. |
Праздник во дворе детского сада по сценарию муз. руководителя |
|||||||||
Р а з д е л 3. |
|||||||||||
28. «Доброжелательность» |
Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать своё эмоциональное состояние; развивать положительную самооценку |
Беседа по теме. Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик» и чтение произведения Катаева. |
|||||||||
29. «Справедливость» |
Познакомить с понятиями «правда» и «ложь». Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы. Воспитывать такие качества, как честность и справедливость |
Беседа с детьми по теме. Чтение произведений: Л.Н.Толстой «Косточка», Микляева Н.В. « Как девочка Маша научилась говорить правду». |
|||||||||
Апрель |
|||||||||||
30. «Хвастовство и скромность» |
Формировать у детей понятие «скромность», учить понимать, почему так важно для человека быть скромным. Познакомить детей с понятием «хвастовство». Подвести к заключению, что хвастаться нехорошо. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы |
Презентация и беседа по теме занятия. |
|||||||||
31. «Гордость». |
Познакомить детей с понятием «гордость». Совершенствовать навыки культуры общения через коллективное творческое дело. Воспитывать такие качества, как гордость за свои поступки, за успехи друзей. |
Презентация и беседа по теме занятия. |
|||||||||
32. «Послушание» |
Формировать представление о послушании и непослушании. Показать, что послушание — это возможность избежать многих неприятностей и несчастий. Развивать умение сравнивать, анализировать поступки литературных героев |
Просмотр мультфильмов, беседа по содержанию. Чтение произведения Микляевой Н.В. «День Вовиной вседозволенности». |
|||||||||
33. «Чувства других людей» |
Закреплять понятия «физическая боль» и «эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения. |
||||||||||
Р а з д е л 3. Малая родина |
|||||||||||
34. «Православные традиции. Праздник Светлой Пасхи». |
Дать детям сведения о том, что есть церковный праздник - Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего места в семье, деятельного участия в домашних делах. Воспитывать интерес к православным традициям русского народа. |
Просмотреть с детьми мультфильм «Пасха». Помочь понять смысл сюжета. Пояснить детям, что традиция в святое воскресение «Пасхи» раскрашивать, дарить или есть яйца, зародилась благодаря данному празднику. Занятие «Воскресение Христово». Познавательно-исследовательская деятельность: окрашивание яиц с помощью риса. Предложить детям раскрасить заготовки яиц, соблюдая аккуратность и пользуясь определённой палитрой цвета. Подготовить выставку «Великая Пасха» - привлечь к её оформлению детей. |
|||||||||
35. «Мой родной край» |
Дать детям первоначальные знания о возникновении родного края, развивать интерес к его истории. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине |
Экскурсия в музей детского сада «Изба», рассматривание иллюстраций и атрибутов о родном крае, об образе жизни наших предков. |
|||||||||
Май |
|||||||||||
36. «День Победы» |
Рассказать детям о значении праздника «День Победы» для народа. Расширять знания о героях, защищавших нашу страну от гитлеровских захватчиков. Воспитывать гордость и уважение к героям, участникам Великой Отечественной войны. |
Чтение произведений о войне, стихов. Заучивание стихов к «Дню Победы». Просмотр документального фильма о войне. Изготовление открыток к Дню Победы. |
|||||||||
37. «Мой любимый детский сад. От истоков к современности» |
Дать детям знания об истории возникновения детского сада и ближайшем его территориальном окружении. Учить детей устанавливать взаимосвязь между прошлым и настоящим на примере изменений, произошедших в период развития дошкольной организации с момента строительства до наших дней. |
Рассказ про детский сад. Рассматривание альбома. Беседа про детский сад. Чтение стихов. Чтение произведения Шалаевой «Правила для воспитанных детей» |
|||||||||
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника