Проект: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Программа занятий

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2024-2025 ГОД

СЕНТЯБРЬ

Тема занятия

Содержание

1

«Россия, Россия – края  дорогие»

Формировать любовь к своей большой Родине – России. Знакомство с русской народной мелодией  «Белый день»,  рассказ воспитателя о государстве Россия

2

«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»

Знакомство с образом жизни людей в старину. Рассказ воспитателя сказки о князе Юрии Долгоруком. Познакомить с загадками

3

«Как жили славяне»

Формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей. Чтение стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история»

4

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Формировать представления о предметах быта в Русской избе. Познакомить с пословицами и поговорками

ОКТЯБРЬ

Тема занятия

Содержание

1

«Святая Русь и её защитники»

Рассказ воспитателя о русских защитниках (А. Невский, князья К. Минин, Д. Пожарский). Чтение стихотворения И. Суслов «Русь называют Святой»

2

«Богатыри земли русской»

Познакомить с русскими былинными богатырями. Знакомство с репродукцией картины В. Васнецова «Три богатыря»

3

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину; воспитывать бережное отношение к хлебу.  Чтение загадок, пословиц. Чтение стихотворения А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»

4

«На героя и слава бежит»

Продолжать формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей - Разбойник». Русская народная подвижная игра «Петушиные бои»

НОЯБРЬ

Тема занятия

Содержание

1

«Древняя магия хоровода»

Обобщать и систематизировать представления детей о происхождении, историческом развитии и особенностях народного танца. Разучивание хоровода «Ходит царь»

2

«Живет в народе песня»

Познакомить детей с народной песней; прийти к новому понятию «Народная протяжная песня». Заучивание песни «Заинька по сенечкам гуляй, погуляй»

3

«Осинины»

Воспитывать интерес и любовь к фольклору; формировать знания об осенних явлениях природы. Русская народная подвижная игра «Тяни холсты»

4

«Осенние посиделки»

Знакомство с русской народной сказкой  «Крылатый, мохнатый да масляный». Русская народная игра «Репка - репонька», повторение пословиц 

ДЕКАБРЬ

Тема занятия

Содержание

1

«История русского костюма»

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Рассматривание иллюстраций мужской и женской одежды. Разучивание хоровода «Пошла млада за водой»

2

«Шаль всем на диво – нарядна, красива»

Развивать чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов. Беседа – знакомство с Павлово – Посадскими платками, шалями; рассматривание изделий

3

«У природы нет плохой погоды…»

Расширять знания детей о явлениях природы в разное время года с помощью пословиц, загадок, народных попевок. Игра «Горелки»

4

«Идет волшебница - зима»

Расширять представление детей о зимних явлениях и приметах.  Разучивание поговорок о зиме. Слушание русской народной песни  «Здравствуй, гостья - зима»

ЯНВАРЬ

Тема занятия

Содержание

1

«Пришло Рождество, начинаем торжество»

Формировать знания об обрядах, традициях, песнопении. Чтение А. Мень «Свет миру. Рождество»

2

«Пришла Коляда – отворяй ворота»

Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок. Русские народные подвижные игры «Прялица», «Башмачник»

3

«Русские народные промыслы»

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Побуждать восхищаться народными умельцами, и предметами их народного творчества. Рассматривание игрушек: Дымки, Каргополь, Филимонова, Жостово

4

«Городецкие узоры – сколько радости для глаз»

Познакомить с историей возникновения городецкого промысла Разучивание русской народной попевке «Ворон»

ФЕВРАЛЬ

Тема занятия

Содержание

1

«Путешествие к мастерам Хохломы»

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовление хохломских изделий. Художественное слово о хохломе

2

«В гости к дымковским мастерам»

Познакомить с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла. Рассказ воспитателя об истории создания игрушки. Рассматривание игрушек. Чтение стихов.

3

«Широкая масленица»

Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями. Рассказ воспитателя о Масленице. Хоровод «Ой ладушки, ладу». Русская народная игра «Горелки»

4

«Обрядовая кукла»

Знакомство с обрядовой куклой. Изготовление обрядовой куклы

МАРТ

Тема занятия

Содержание

1

«Встреча весны»

Создать у детей радостное весеннее настроение. Используя фольклор; воспитывать любовь к народной песне. Разучивание песенки «Галочка - ключница»

2

«Жостовский букет»

Познакомить детей с искусством жостовского промысла. Рассмотреть изделия, выделяя характерные элементы узора

3

«Филимоновская игрушка»

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления Филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Филимоновские легенды. Стихи о Филимоновских игрушках

4

«Цветы и травы – земной красоты начало»

Уточнить знания о цветах и травах, об их целебных свойствах; воспитывать любовь и уважение к родной природе посредством народной культуры. Чтение сказки М. А. Кузнецовой, А. С. Родинковой «Сказание о лекарственных растениях»

АПРЕЛЬ

Тема занятия

Содержание

1

«Весенний праздник птиц»

Закрепить знания о природе; воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. Развивать эмоциональное отношение к фольклору, поэтическому слову. Русские народные попевки «Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи»

2

«Праздник русской березки»

Приобщать детей к духовным ценностям народной культуры; воспитывать уважение к русской природе, любовь к березке – символу России. Русская народная песня «Ой березка моя беленькая». Русская народная игра «Гори, гори ясно»

3

«Дорого яичко к Христову дню»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Русская народная игра «Верба - вербочка», «Солнышко - ведрышко». Заучивание примет

4

«Гжель»

Познакомить с особенностями и этапами изготовления гжельских изделий и историей возникновения этого промысла. Рассказ – легенда Гжель

МАЙ

Тема занятия

Содержание

1

«Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки»

Закреплять знание детей о матрешках из разных областей России. Рассматривание игрушек. Чтение стихов о русской матрешке

2

«В гостях у мастеров»

Закрепить знание детей о разных видах народного декоративно – прикладного искусства; прививать любовь к народным промыслам. Разучивание русской народной попевки «Коробейники»

3

«Ярмарка»

Обобщить и систематизировать представления о народных промыслах; продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями

4

Итоговое занятие: «Человек без Родины, что соловей без песни».

Заключительная беседа о своей Родине. Просмотр   видео презентации «Россия, Россия – края дорогие» 

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie