Проект: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Программа занятий
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2024-2025 ГОД
СЕНТЯБРЬ
№ |
Тема занятия |
Содержание |
1 |
«Россия, Россия – края дорогие» |
Формировать любовь к своей большой Родине – России. Знакомство с русской народной мелодией «Белый день», рассказ воспитателя о государстве Россия |
2 |
«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса» |
Знакомство с образом жизни людей в старину. Рассказ воспитателя сказки о князе Юрии Долгоруком. Познакомить с загадками |
3 |
«Как жили славяне» |
Формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей. Чтение стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история» |
4 |
«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» |
Формировать представления о предметах быта в Русской избе. Познакомить с пословицами и поговорками |
ОКТЯБРЬ
№ |
Тема занятия |
Содержание |
1 |
«Святая Русь и её защитники» |
Рассказ воспитателя о русских защитниках (А. Невский, князья К. Минин, Д. Пожарский). Чтение стихотворения И. Суслов «Русь называют Святой» |
2 |
«Богатыри земли русской» |
Познакомить с русскими былинными богатырями. Знакомство с репродукцией картины В. Васнецова «Три богатыря» |
3 |
«Откуда хлеб пришел» |
Познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину; воспитывать бережное отношение к хлебу. Чтение загадок, пословиц. Чтение стихотворения А. Мусатов «Откуда хлеб пришел» |
4 |
«На героя и слава бежит» |
Продолжать формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей - Разбойник». Русская народная подвижная игра «Петушиные бои» |
НОЯБРЬ
№ |
Тема занятия |
Содержание |
1 |
«Древняя магия хоровода» |
Обобщать и систематизировать представления детей о происхождении, историческом развитии и особенностях народного танца. Разучивание хоровода «Ходит царь» |
2 |
«Живет в народе песня» |
Познакомить детей с народной песней; прийти к новому понятию «Народная протяжная песня». Заучивание песни «Заинька по сенечкам гуляй, погуляй» |
3 |
«Осинины» |
Воспитывать интерес и любовь к фольклору; формировать знания об осенних явлениях природы. Русская народная подвижная игра «Тяни холсты» |
4 |
«Осенние посиделки» |
Знакомство с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Русская народная игра «Репка - репонька», повторение пословиц |
ДЕКАБРЬ
№ |
Тема занятия |
Содержание |
1 |
«История русского костюма» |
Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Рассматривание иллюстраций мужской и женской одежды. Разучивание хоровода «Пошла млада за водой» |
2 |
«Шаль всем на диво – нарядна, красива» |
Развивать чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов. Беседа – знакомство с Павлово – Посадскими платками, шалями; рассматривание изделий |
3 |
«У природы нет плохой погоды…» |
Расширять знания детей о явлениях природы в разное время года с помощью пословиц, загадок, народных попевок. Игра «Горелки» |
4 |
«Идет волшебница - зима» |
Расширять представление детей о зимних явлениях и приметах. Разучивание поговорок о зиме. Слушание русской народной песни «Здравствуй, гостья - зима» |
ЯНВАРЬ
№ |
Тема занятия |
Содержание |
1 |
«Пришло Рождество, начинаем торжество» |
Формировать знания об обрядах, традициях, песнопении. Чтение А. Мень «Свет миру. Рождество» |
2 |
«Пришла Коляда – отворяй ворота» |
Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок. Русские народные подвижные игры «Прялица», «Башмачник» |
3 |
«Русские народные промыслы» |
Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Побуждать восхищаться народными умельцами, и предметами их народного творчества. Рассматривание игрушек: Дымки, Каргополь, Филимонова, Жостово |
4 |
«Городецкие узоры – сколько радости для глаз» |
Познакомить с историей возникновения городецкого промысла Разучивание русской народной попевке «Ворон» |
ФЕВРАЛЬ
№ |
Тема занятия |
Содержание |
1 |
«Путешествие к мастерам Хохломы» |
Познакомить детей с особенностями и этапами изготовление хохломских изделий. Художественное слово о хохломе |
2 |
«В гости к дымковским мастерам» |
Познакомить с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла. Рассказ воспитателя об истории создания игрушки. Рассматривание игрушек. Чтение стихов. |
3 |
«Широкая масленица» |
Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями. Рассказ воспитателя о Масленице. Хоровод «Ой ладушки, ладу». Русская народная игра «Горелки» |
4 |
«Обрядовая кукла» |
Знакомство с обрядовой куклой. Изготовление обрядовой куклы |
МАРТ
№ |
Тема занятия |
Содержание |
1 |
«Встреча весны» |
Создать у детей радостное весеннее настроение. Используя фольклор; воспитывать любовь к народной песне. Разучивание песенки «Галочка - ключница» |
2 |
«Жостовский букет» |
Познакомить детей с искусством жостовского промысла. Рассмотреть изделия, выделяя характерные элементы узора |
3 |
«Филимоновская игрушка» |
Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления Филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Филимоновские легенды. Стихи о Филимоновских игрушках |
4 |
«Цветы и травы – земной красоты начало» |
Уточнить знания о цветах и травах, об их целебных свойствах; воспитывать любовь и уважение к родной природе посредством народной культуры. Чтение сказки М. А. Кузнецовой, А. С. Родинковой «Сказание о лекарственных растениях» |
АПРЕЛЬ
№ |
Тема занятия |
Содержание |
1 |
«Весенний праздник птиц» |
Закрепить знания о природе; воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. Развивать эмоциональное отношение к фольклору, поэтическому слову. Русские народные попевки «Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи» |
2 |
«Праздник русской березки» |
Приобщать детей к духовным ценностям народной культуры; воспитывать уважение к русской природе, любовь к березке – символу России. Русская народная песня «Ой березка моя беленькая». Русская народная игра «Гори, гори ясно» |
3 |
«Дорого яичко к Христову дню» |
Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Русская народная игра «Верба - вербочка», «Солнышко - ведрышко». Заучивание примет |
4 |
«Гжель» |
Познакомить с особенностями и этапами изготовления гжельских изделий и историей возникновения этого промысла. Рассказ – легенда Гжель |
МАЙ
№ |
Тема занятия |
Содержание |
1 |
«Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки» |
Закреплять знание детей о матрешках из разных областей России. Рассматривание игрушек. Чтение стихов о русской матрешке |
2 |
«В гостях у мастеров» |
Закрепить знание детей о разных видах народного декоративно – прикладного искусства; прививать любовь к народным промыслам. Разучивание русской народной попевки «Коробейники» |
3 |
«Ярмарка» |
Обобщить и систематизировать представления о народных промыслах; продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями |
4 |
Итоговое занятие: «Человек без Родины, что соловей без песни». |
Заключительная беседа о своей Родине. Просмотр видео презентации «Россия, Россия – края дорогие» |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника